Мельпомена от Бажова до Голема

Спектакль «Серебряное копытце» Рязанского областного театра кукол и сон, в котором мы живем

Я погрешу против истины, заявив, что являюсь знатоком кукольного театра, в особенности областного театра кукол Рязани, однако кое-какой зрительский опыт в данном вопросе имею. Имею и свое мнение. Поэтому не стану играть в детектив и начну с развязки.

Событие удалось!

Мы с детьми попали на «Серебряное копытце», знакомое по сказам Бажова каждому, для кого Урал – западная граница ойкумены, да и дальше, как выяснилось, некоторым известное: придумал спектакль режиссер из Санкт-Петербурга Григорий Лайко.

Он угадал все.

В кукольном театре важны не люди, в нем живут куклы – загадочные существа, созданные мастерами-демиургами и одушевленные кукловодами – ангелами, проводящими тряпичные, картонные или сделанные из папье-маше фигурки над рампой прямо в сердце зрителя.

В нашем случае граница эти фигурки ничуть не задержала.

Если не считать спектакля, разыгранного в Грасе местной труппой – спектакля, исполненного по-французски, но традиционного по содержанию, повествующего о непростой и веселой жизни Петрушки, Панча или Полишинеля, сам я был на кукольном представлении лет двадцать назад или того больше: в городе Томске передо мной открыл ящик чудес восхитительный кукольник Владимир Захаров; его театр «2+ку» показывал «Маленького принца», а деревянные актеры были столь совершенными, что им верилось как живым. Как к живым, к слову сказать, относился к ним и сам Володя – он и погиб, спасая свои творения из огня, и в этом проявилась высокая трагедия театра, присутствующая даже в «детском» жанре – на деле мистическом и непостижимом.

Но что Рязань?

В мире оживших предметов мы начинаем сомневаться в нашем ego ровно в тот момент, когда зрительный зал превращается в хор античной трагедии. Дионис властно объединяет публику до полной потери индивидуальности, кукловод властвует над каждым из нас, а все мы – en masse – повторяем судьбу страдающего бога, заставляя тем самым совершать кукол действовать в рамках заявленной мистерии, только когда не уклоняемся от зрительской судьбы. В «театре людей» не сыщешь подобных тайн!

Рязанский театр раскрыл передо мною книгу – по размеру она была с ящик Захарова, по содержанию соответствовала совершенству творений «2+ку». Два кукловода – Олег Царев и Екатерина Филиппова – полностью подчинили нас – двоих взрослых – своей воле, а детей – еще две раскрытые театру души – пленили до самозабвения. И если для нас этот опыт не был первым, то наши малыши попали в мир кукол впервые. Им повезло: рязанцы сумели вовлечь в пространство маленькой истории маленьких человечков – зрителей – и сделали их соучастниками маленьких существ – от крошки Даренки до кошки Муренки.

Тонко и деликатно провели люди свои куклы сквозь повествование, пара кукловодов ловко управилась с космизацией вверенного им мира, передавая, когда надо, полномочия Ананке друг другу. В этом тоже есть воспитание: командная игра возможна и необходима даже когда игроков двое, а то и – особенно, когда двое.

Тем временем на сцене лежала книга, ее листы переворачивались, двигались картинки.

Сказ сказывался – куклы, кажется, существовали помимо текста, непостижимым образом делая его пространство обжитым и теплым. Гении места произносили слова, совсем простые, лежащие вне драмы или трагедии, обменивались междометиями, ограничивались передачей самой необходимой бытовой информации, но – чудо! – именно эта приземленность действий не только подчеркивала возвышенность слова, но и рождала иное волшебство: с нами говорили лары и пенаты, мы возвращались домой. В семейный и национальный миропорядок. Ни космос, ни хаос не оставались нам чуждыми – мы приняли все. Большое непостижимое мироздание шепотами и бормотанием Даренки и Коковани становилось местом, в центре которого теплится очаг, а куклы – мы, зрители – греются, собравшись вокруг огня. Нам снится общий сон. Дионис одомашненный все равно Дионис!

Ярким и пестрым пчелиным роем разлетелись самоцветы.

Дети уходили, став богаче не только духовно: каждому досталось красивое стеклышко – «камушек из-под серебряного копытца», и какое-то время он будет прочным якорем памяти в бесконечном каботажном плавании вдоль берегов различных жанров и их владычиц: Мельпомены, Полигимнии, Терпсихоры, Талии…

Да, меня всегда занимали куклы, сейчас, после посещения «Серебряного копытца», меня стал занимать и кукольный театр.

Спасибо, Рязань, ты сделала это, как сказали бы современные звезды инстаграма.

Все фотографии любезно предоставлены пресс-службой театра
Рязань – Москва

ПРИМЕЧАНИЯ. Текст впервые опубликован с незначительными помарками здесь: https://zavtra.ru/blogs/mel_pomena_ot_bazhova_do_golemaa

17.06.2021 | Опубликовано в : Статьи | Комментарии закрыты