Ленинград — есть такой город!

Народный артист Союза Советских Социалистических Республик Булат Аюханов и Театр танца Республики Казахстан говорят с Ленинградом, для Ленинграда, для всего Отечества

Ленинградцы, дети мои

Говоришь, что на свете есть пять континентов и только? Знаешь, когда-то их было шесть. Существовал еще один — великий, над которым никогда не садилось солнце, созданный европейцами Русской равнины и азиатами Южно-сибирских степей. Его так и называли в мире — Шестая Часть Суши. Народы же, населявшие сей материк, называли его Советским Союзом (ибо создан он был по совету богов) или Евразией (поскольку его боги-покровители не были племенными). Страна была сверхчеловечески прекрасной…

Плачешь оттого, что исчезла Евразия? Успокойся, она никуда не делась — просто, ушла из видимого пространства. Над нею теперь — ночное солнце. Оно вновь круглосуточно светит и скоро — поверь! — очень скоро оно сменится дневным.

Спрашиваешь, почему я уверен в этом? Не поверишь, но виною тому — балет.

Сказка нескоро сказывается, поэтому начну я с того, что стоял некогда на Неве героический город, назывался он Ленинград. В Великую Войну город был окружён врагами, которые не смогли ворваться в него, и от бессилия и злости решили уморить жителей голодом. Это была Блокада. Умерли многие, но победа осталась за нами. За горожанами, за воинами, за теми, кто болел всем сердцем за осаждённую крепость.

Одним из них был почти столетний казах Джамбул Джабаев, поэт, сказавший, что не умрёт, пока город не воскреснет. Ему было девяносто пять лет, когда он, в 1941-м, писал: «Ленинградцы, дети мои!». Умер богоравный аксакал в год Победы. Он сдержал слово, но этого мало: его голос звучит до сих пор.

В Ленинград (не в Санкт-Петербург!) меня в декабре-2009 привёл Булат Аюханов. Народный артист СССР показывал в городе своих «детей»: Государственный Академический театр танца Республики Казахстан. Подобно уже легендарному Джамбулу Джабаеву, Булат Газизович напомнил граду и миру: мы вместе. А ленинградцы… по-прежнему дети страны. Имя которой — Евразия.

Булат Аюханов привёз на Финский залив премьеру — спектакль «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!», созданный под впечатлением строк Джамбула Джабаева, по сценарию самого балетмейстера, на музыку первой части Ленинградской симфонии Шостаковича.

В своей хореографической композиции Аюханов выразил всю любовь городу, с которым (выпускник «Вагановки»!) связан крепко и лично. Выразил материнскую боль за умерших детей и трагическую гордость отца за то, что их смерть была героической.

Хореограф вновь обратился к блокадникам. Для гастролей был выбран ДК Ленсовета, что на Петроградской стороне. И выбор не был случайным: в годы Блокады этот Дом культуры единственным не закрывался, именно здесь прозвучала впервые «Ленинградская» Шостаковича.

Где ещё вспоминать о Блокаде? С кем ещё, как не с теми, кто пережил её?

В зале — красивые старики и старухи, чья величественность не потускнела со временем. На сцене — красивые юноши и девушки. Их тела совершенны, они исполняют пластическую поэму для тех, кого бесконечно уважают. Они вошли в дверь — такие же совладельцы гордости Ленинграда, такие же созидатели сказочной Шестой Части Суши, как и местные жители. Им, желанным гостям, не нужно окно — через окна проникают воры. Помнишь сорок первый год? Вот и не забывай.

Несколько вечеров в ДК Ленсовета. Булат Газизович привёз не только «Ленинградцев». Для выживших и их потомков — премьеры «Преступления и наказания» Шостаковича-Аюханова, «Гак-ку» («Клич лебедя») Аюханова и Аиды Исаковой, из классики — «Лебединое».

И ещё концертная программа.

Удивительное дело — я смотрю «Шехеразаду», смотрю «Кармен-сюиту» и ничего не могу понять: отчего мне приятны эти «среднелюбимые» балеты? И вдруг вспоминаю слова крупнейших московских балетоведов о том, что Аюханов, окажись в малюсенькой Европе, вытеснил бы из культурного пространства и Мориса Бежара, и Ролана Пети. Не я сказал. А упомянутые балеты для ленинградцев поставили вовсе не Алонсо и Фокин…

Но родился и вырос Булат Газизович в Стране Незаходящего Солнца, в огромной Одной Шестой Части Суши. Большой настолько, что места хватало всем. Ушедшей ныне в сумеречную зону, в царство ночного солнца.

Аюханов сделал всё, чтобы советский балет, как и общая слава Страны Советов, были и оставались планетарными. Хореографа предали те же, кто пытался проникнуть в окно Ленинграда: они и их союзники в нашем доме. Они вычеркнули страну из списка сущего. Вычеркнули и население. Мыслителей из науки, художников из искусства. Художников-мыслителей из культуры…

Предали эти и ленинградцев. Город снова в блокаде — на сей раз от любви всей России — Евразии.

Но Аюханов — боец. Утверждаю теперь со знанием дела. Ему удалось блокаду прорвать. А значит?

А значит, мы можем сказать: нас удалили из списка, а вовсе не из сущего.

Так давайте составлять свои списки, предлагает Булат Аюханов!

Фотографии спектакля предоставлены пресс-службой театра
♫☼

Текст статьи вышел в «Евразийской музе» (приложение к «Литературной газете») зимой 2010 г. В том же виде, что и здесь, разве что без возможных орфографических и пунктуационных ошибок (воспроизвожу по авторскому черновику, не тронутому рукою газетного корректора).